Сувениры

и художественные изделия…

Изделия с художественной росписью тканей

Платки и шали получили широкое распространение и применялись во всех слоях русского общества. Наиболее массовым в XIX в. было производство набивных платков и шалей.

В колористическом оформлении их применялись контрастирующие тона. Широкое распространение получили так называемые турецкие шали или ковровые платки и шали квадратной формы, изготовляемые на жаккардовых станках. Большой популярностью в городе и деревне в этот период пользовались набивные ситцевые платки, особенно яркие, кумачовые.

Наиболее крупными и известными центрами производства набивных платков и шалей в течение XIX в. были Москва и Павловский Посад. Павлово-посадские платки занимают особое место в истории русской набойки со второй половины XIX в. При их изготовлении наряду с новой технологией производства или фотофильм-печатью используется и старинная техника ручной набойки.

В середине 30-х годов XX в. художники начинают изучать старинные образцы народного текстиля (набойку, ткачество, вышивку). В конце 30-х годов в НИИ художественной промышленности создается группа художников, занимающихся вопросами оформления текстильных изделий. На рубеже 30-х и 40-х гг. важной задачей было создание новыми художественными и техническими средствами штучных текстильных изделий, оформленных ручной росписью, принципиально отличных от набивных тканей. Начинается работа над орнаментами и изучение лучших образцов декоративно-прикладного искусства, композиционных принципов решения декоративного искусства, а также других принципов решения декоративных произведений: ритмического строя, силуэтности, основ колористического оформления.

Со второй половины 50-х годов развивается искусство украшения текстильных изделий способом фотопечати. Этот способ по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке. Сначала он применялся в нашей стране для украшения головных платков из штапельной ткани. Первыми поставщиками головных платков, декорированных фотопечатью, были рижские артели. Затем фотопечать получает распространение в Ленинграде, Москве, Киеве, Львове, Иркутске и многих других городах СССР. Первые рисунки головных платков создавались по мотивам русских набивных платков второй половины XIX в. Много платков выпущено в подражание «павловским» с пышными букетами цветов.

В настоящее время традиции искусства набойки сохранились в отдельных районах Средней Азии, Закавказья, Эстонии, Латвии и РСФСР.

Другие виды художественной росписи тканей — роспись батик, свободная роспись, аэрография — стали развиваться с 30-х годов XX в. И хотя они не имеют своих исторически слож) вшихся художественных традиций, в изделиях с художественной росписью тканей этими способами мастера и художники творчески развивают традиции русского народного текстиля. Новые технические приемы художественной росписи тканей, а также современные красители позволяют разнообразить ассортимент изделий с художественной росписью тканей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Партнеры:

Связанные записи: